Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Суражская городская детская библиотека" |
г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 +7 (48330) 2 15 03
|
«Ломоносов был великий человек.
Между Петром I и Екатериной II
он один является самобытным сподвижником просвещения.
Он создал первый университет, он, лучше сказать,
сам был нашим первым университетом»
А.С. Пушкин.
«…Знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют.»
(М. Ломоносов)
Благодатная русская земля по праву является родиной многих великих людей : государственных деятелей, военачальников, писателей и учёных.
Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Васильевича Ломоносова.
Первый русский академик, философ, основоположник научного мореплавания, организатор отечественной науки и естествознания, историк, физик, астроном, геолог, металлург, приборостроитель, филолог, поэт, писатель и художник, профессор химии (1745 г.) - где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек! Он, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве. По инициативе М.Ломоносова был создан в 1755 году Московский университет.
Михаил Васильевич говорил:
19 ноября 2021 года величайшему русскому ученому-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову исполняется 310 лет со дня рождения.
Суровая природа русского Севера породила могучую натуру Ломоносова. Он родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской ( сейчас село Ломоносово) Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область), в местах, где живут красивые, свободолюбивые и гордые люди, называющие себя поморами. Таким был и отец будущего учёного – Василий Дорофеевич Ломоносов, по натуре человек гордый, добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда мальчику было 9 лет. С 10 лет Михаил Ломоносов начал помогать отцу, участвовал наравне с взрослыми в торговых и хозяйственных делах. Вместе с отцом они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Они отправлялись на рыбный промысел ранней весной и возвращались осенью. Опасности плавания закаляли физическое здоровье юноши и обогащали его ум наблюдениями за природой. Но любознательная натура отрока требовала ответа на многие вопросы, на которые ему никто не мог ответить: отчего солнце всходит на востоке, а заходит на западе; что такое северное сияние; отчего вода в море солёная? Позже, занимаясь наукой, он интересовался вопросами северного сияния, холода и тепла, морским путем в Ледовитом океане, влиянием моря на температуру суши и многим другим.
А потом мальчик Михайло выучился грамоте. По совету знакомых он начинает читать чудом добытые где-то книги: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Михаила к книгам. В 19 лет, узнав, что отец хочет женить его, Михаил Васильевич Ломоносов принял решение оставить родительский дом и с рыбным обозом отправился в Москву.
Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, он в начале января 1731 года прибыл в Москву, где никого не знал.
В1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам.
В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.
Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям.
Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей европейской литературой, занимается переводами стихотворных произведений, сочиняет стихотворения на родном языке. Присланная им из-за границы «Ода на взятие Хотина», написанная в 1739 году, произвела в русской литературе эффект разорвавшейся бомбы. Поэт издалека почувствовал ликование русских сердец после первой серьёзной победы со времён Петра Великого. В этой оде – всё : энергия, радость, стремление, победа, смятение поверженного противника. Отсюда начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
Наконец, 25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Все русские люди слились в едином порыве всеобщего ликования и радости - дочь Петрова на Российском престоле. Михаил Васильевич Ломоносов увековечивает новую императрицу в своем произведении «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
…Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток…
Именно это произведение стало гимном наукам и искусству, людям, ищущим и дерзающим принести своей родине пользу и славу в веках.
Всесильный фаворит императрицы Иван Иванович Шувалов оказывал Ломоносову всяческую помощь, одобрял или не одобрял его научные проекты, помогал в борьбе с завистниками и злопыхателями.
25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В 1753 году Ломоносову, при помощи И. И. Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики.
В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством.
Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов.
В 1756 году учёный отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университет.
Деятельность Учёного не знает границ, он берётся за всё: читает лекции, продолжает научные опыты, сочиняет разные стихи, проекты к государевым праздникам, выступает на научных конференциях. В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760 г.) и Болонской (1764г.) академий наук.
М.В.Ломоносов умер 15 апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и художествах в отечестве...» - «Санкт-Петербургские ведомости», 1764г.
Михаил Васильевич Ломоносов был гениальной личностью и добивался удивительных результатов в любой области деятельности: и в науке, и в искусстве, и в педагогической сфере, и в общественной. Великий ученый совершил открытия в физике, химии, математике, астрономии, географии, продвинул далеко вперед горное дело, металлургию, геологию, метеорологию, был талантливым поэтом, художником.
Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Он ввел множество научных терминов на русском языке вместо иностранных. Он создал учебник по грамматике и по нему учились десятки лет; был писателем и поэтом, реформатором литературного языка и стихосложения, вдохнув новую жизнь в литературу. В своих поэтических опытах молодой Ломоносов пытается ответить на свои юношеские вопросы об устройстве мироздания, удивляется гармонии Вселенной.
«Венцом поэтического творчества Ломоносова являются его духовные оды ( "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния", "Утреннее размышление о Божием величестве") полные религиозного чувства и вместе с тем свидетельствующие о научных интересах автора.
В историю астрономии Ломоносов вошел как первый русский астрофизик, как выдающийся деятель в области практической астрономии и астрономического приборостроения, как организатор научных астрономических экспедиций. Много лет он наблюдал за Венерой и сделал выдающееся открытие: установил существование атмосферы на Венере. Это открытие положило начало новому научному направлению – астрофизике, изучению природы планет и спутников Солнечной системы. Он поддерживал взгляды Коперника на строение космоса, но еще выдвигал идею множественности миров, что тоже было новым шагом в науке.
Его считают великим ученым-химиком. Сразу по возвращении из Германии Ломоносов начинает научную деятельность в Петербургской академии. Из четырех кафедр: физики, химии, ботаники и географии – он выбирает кафедру химии, и скоро становится профессором в этой области. Он открыл новое направление в науке – физическую химию. После долгих усилий Ломоносов добился открытия химической лаборатории. Такой лаборатории не было в большинстве европейских стран.
Много открытий Ломоносов совершил и в области физики. Взять хотя бы оптику. Он первым предположил, что природа световых, электрических и тепловых явлений едина. Эти мысли ученый высказал в работе «Слово и происхождении света», и они получили развитие в работах его последователей. Он сконструировал удивительные оптические приборы: ночезрительная труба, горизонтоскоп, через который наблюдатель из укрытия мог наблюдать за местностью, звездный фотометр, зеркальный телескоп, двухзеркальная зрительная труба и многие другие. Эти приборы помогли многим ученым разных стран в экспериментальной и практической работе.
Неоднократно Ломоносов подчеркивал большую роль географии в жизни общества.
Изучая верхние слои атмосферы, Ломоносов изобрел аппарат для подъема приборов на значительную высоту, который действовал на принципах работы современного вертолета. Кроме того, он изобрел аппарат для измерения силы ветра – анемометр. Огромную роль в освоении Севера сыграли географические экспедиции, организованные Ломоносовым. А его смелые мысли, например, о наличии в центре Арктического бассейна островов, влияющих на морские течения, или о существовании материка у Южного полюса, нашли подтверждение через два столетия после его смерти.
В развитие отечественной истории Михаил Васильевич внес тоже огромный вклад. В начале пятидесятых годов он приступил к написанию «Древней Российской истории». В это время шла острая дискуссия и происхождении российской государственности, отголоски которой слышатся и в наше время. Споря с академиком Миллером, который считал, что русское государство возникло благодаря варягам, Ломоносов доказывал глубокую древность славянских народов и их важную роль в общеевропейской истории. Он один из первых высказал идею о смешанной этнической основе населения России.
«Древняя Российская история» была издана после смерти автора, почти сразу была переведена на немецкий и французский языки и пользовалась огромной популярностью не только в России, но и за рубежом.
Михаил Васильевич Ломоносов сам явился ярчайшей звездой на небосклоне русской науки. Никто до сих пор не сумел достичь таких же масштабов деятельности , как этот великий учёный. Неуёмная энергия, страсть к познанию мира и русский характер сделали Ломоносова «Петром Великим» науки российской. Его именем названы Учебные заведения, улицы, города России, вновь открытые минералы, горные породы, неизвестные ранее небесные тела, горные хребты, морские впадины. Имя великого учёного навсегда вписано в историю человечества.
Сегодня, спустя 310 лет, благодарные потомки говорят «спасибо», Михаилу Васильевичу за всё, что он сделал для укрепления науки российской и процветания родной земли!
Той страстной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шел, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга заметала
Обоза северного след
И ничего еще не знала
Москва про университет.
В котомке – лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзится твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука,
И встанет он, одетый в бронзу,
Перед Россией на века!
(поэт, преподаватель Московского университета Владимир Виноградский)
Контактные данныеЧитальный зал: +7 (48330) 2 15 03 Абонемент: +7 (48330) 2 55 57 Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru |
Адресг. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 |