Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Суражская городская детская библиотека"

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 
e-mail: mbuksgdb@yandex.ru
+7 (48330) 2 15 03

Жалобы и недовольства

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Брянской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=19804&type=25 

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_covid_19/ 

Меню

Литературный час "Там, где жил Островский"

16 апреля 2021

«Все на свете подвержено переменам — от людских мыслей до покроя платья; не умирает только правда, и какие бы ни являлись новые направления, новые настроения, новые формы в литературе — они не убьют творений Островского, и к этому живописному источнику правды «не зарастет народная тропа»                                               

  М. П. Садовский

Александр Николаевич Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет  будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность. Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком. В 1840 году А. Н. Островский окончил 1-ю московскую гимназию. Еще в гимназические годы молодого человека привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. "Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии. Отец его в надежде, что сын станет чиновником, определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

А.Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.  Первая пьеса, принёсшая ему известность, – комедия «Свои люди – сочтёмся» (другое название – «Банкрот»), в которой уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Пьеса была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин»; незадолго до смерти её успел поддержать Гоголь. Но до театральной премьеры дело тогда так и не дошло: цензура запретила постановку, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Не обладая каким-либо образованием, она была умна и сердечна, сумела наладить быт Островского, замечательно пела русские песни. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет, а после ее кончины через два года, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от Агафьи Ивановны умерли в малолетстве). В январе 1851 года А.Н. Островский отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, он много работал, выпуская ежегодно по пьесе. В 1850-60 годы окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими с журналом. В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях. Популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства.

Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене. Публикация в 1860 году пьесы "Гроза" ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, – не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. "Гроза", вызвавшая противоречивые отклики в обществе и критике, вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех. В середине XIX в. Островского не только считают лучшим российским драматургом, но порой прямо называют «гением». В 1862 г. в  Мариинском театре в Петербурге заново расписывали плафон потолка. В его медальонах поместили портреты драматургов: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и… Островского — это стало уже всероссийским признанием писателя. «С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное – думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя...» (Ю.М. Лотман) В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем. В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I.  Но, гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (1883г.

Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Иван Александрович Гончаров писал: "Литературе Вы  принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского». 

12 интересных фактов из жизни А. Н. Островского

  • Александр Островский всю жизнь любил одну женщину – актрису Любовь Косицкую, которая отнюдь не питала к нему ответных чувств. Его любовь так и осталась чисто платонической, сожительствовал автор более двадцати лет с простой крестьянкой Агафьей Ивановной.
  • Бросил университет. Александр решил отчислиться с юридического факультета и заняться творчеством, но его отец, узнав о решении сына, заставил его поработать в Московском совестном суде, который внушал отвращение будущему драматургу. Островский использовал образы знакомых судей и просителей, встреченных им в суде, в своих сатирических произведениях.
  • Островский умер на работе. При написании новой пьесы у него начался приступ стенокардии, от которого автор и скончался.
  • Слава пришла к писателю при публикации произведения «Свои люди - сочтемся», но вышла пьеса в свет не сразу, так как сначала была запрещена цензурой за оскорбление купеческого сословия.
  • Писатель любил принарядиться. Александр Николаевич любил красивую и довольно экстравагантную одежду. Живя в Замоскворечье, он даже лишний раз не хотел выходить на улицу, боясь, что местные мещане засмеют его.
  • Несмотря на то, что в начале своего писательского пути Александр смеялся над купцами в своих произведениях, под конец жизни он стал ярым защитником этого сословия, видя в нем носителя исконных русских традиций.
  • Непросто складывались отношения драматурга с актерским составом. Постоянные интриги и ссоры становились спутниками практически каждой репетиции, так некоторые актеры и вовсе уходили с репетиций, громко хлопнув дверью.

Контактные данные

Читальный зал: +7 (48330) 2 15 03

Абонемент: +7 (48330) 2 55 57

Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru

Адрес

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 Группа ВКонтакте

 Группа в Одноклассниках

Ютуб канал

http://rusmarc.ru/