Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Суражская городская детская библиотека" |
г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 +7 (48330) 2 15 03
|
«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова.
Просто, ярко, рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит.
Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество.
Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.»
(А. С. Серафимович,
в предисловии к изданию «Донских рассказов»)
В 2021 году исполняется 95 лет со дня выхода в свет сборника «Донские рассказы» М.А.Шолохова. "Донские рассказы" (1924-1926 гг.) - это сборник из рассказов и повестей о гражданской войне, о перестройке деревни, о том, как революция взламывала уклад казачьей жизни. Произведения Шолохова написаны ярким, живым, поэтичным языком. «Донские рассказы» писателя полны светлой веры, суровой правды и высокого трагизма.
Сборник "Донские рассказы" (перечень рассказов вошедших в сборник) :
«Родинка»
« Пастух»
«Продкомиссар»
«Шибалково семя»
« Илюха»
« Алешкино сердце»
« Бахчевник»
«Путь-дороженька (повесть)»
«Нахаленок»
«Коловерть»
«Семейный человек»
« Председатель Реввоенсовета республики»
«Кривая стежка «
«Двухмужняя»
«О Донпродкоме и злоключениях заместителя
Донпродкомиссара товарища Птицына»
«Обида»
«Смертный враг»
«Жеребенок»
« Калоши»
« О Колчаке, крапиве и прочем»
« Червоточина»
«Лазоревая степь»
« Батраки»
«Чужая кровь»
« Один язык»
« Мягкотелый»
«Наука ненависти»
« Судьба человека».
"Донские рассказы" являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. Опубликованный в начале 1926 года издательством «Новая Москва» сборник «Донские рассказы», включал восемь произведений: «Родинка», «Шибалково семя», «Председатель Реввоенсовета республики», «Бахчевник», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Пастух», «Коловерть».
Когда сборник был набран и сверстан, его передали на суд старейшине русской литературы А.С. Серафимовичу, который поддержал молодого автора в начале писательской деятельности, сказал свое слово одобрения и признания. Он был восхищен рассказами М. Шолохова и тут же написал лаконичное и емкое предисловие к сборнику. Тогда же Серафимович отметил: «Невелика ваша книга – восемь рассказов, а событий в каждом на целый роман…».
Потрясающим по силе повествования, можно сказать, венцом всего цикла «Донских рассказов» является рассказ «Чужая кровь», который был посвящён А.С. Серафимовичу.
В 1929 году в 16-м выпуске «Романа-газеты» под заголовком «Донские рассказы» были опубликованы следующие рассказы Шолохова:
"Донские рассказы» стали новеллистической предысторией "Тихого Дона", где автор отразил весь трагический накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы. Ведь одним из характерных признаков, нашедший свое отражение в ранних рассказах Шолохова, о которых писал Серафимович, является распад традиционного семейного уклада казаков. Читатель с первых страниц попадает в донские степи, в станицы и хутора, где испокон веку сложившийся казачий уклад подвергается жесткой проверке на крепость семейных уз и не проходит этого испытания. Сюжеты рассказов трагедийны, как и судьба самих героев.
Михаил Шолохов стремился показать в «Донских рассказах» ужасающую правду, события, из-за которых патриархальный мир казачьей семьи раскололся, потому что каждая сторона стоит за правду. А кто правее – у читателя нет ответа на этот вопрос. Как нет его даже у автора.
Донское казачество, изображенное в рассказах М. Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой и ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах". В то время мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а только - из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.
Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Присутствуют такие словечки и речевые обороты, как: откель, играйся, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество и др. Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки "малоформатного" рассказа, раскрывая мозаику взаимосвязей личности, отбирая детали и словесные краски для самоанализа героев. Он прекрасно раскрыл технологию "новеллы", в ней – краткость малых действий, быстрое развертывание конфликта, неожиданная концовка.
Кровопролитная война больше поражает автора даже не своей жестокостью, а именно противоречием общепринятым нормам. Так, часто героями становятся родственники, разведенные войной, революцией или идеологическими взглядами по разные стороны "баррикад". Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора – или уничтожить и остаться верным своим идеалам (часто искусственным и надуманным) или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. В таком антигуманистическом ключе изображаемые события становятся еще более ужасающими и жестокими. Автор неоднократно подчеркивает в сборнике необходимость сохранения морально-нравственных "человеческих" качеств – благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.
В рассказе "Родинка" 18-летний Николка Кошевой, отец которого в войну пропал без вести, славится своей активной борьбой против банд. Параллельно раскрывается образ бывалого атамана банды, долгие годы жившего вдали от родных куреней. Оба героя встречаются в роковой для них схватке. И только по характерной родинке атаман узнает в уже убитом им "командире" собственного сына. Со всем трагизмом Шолохов изображает разрешение внутреннего конфликта героя: не выдержав содеянного им, атаман заканчивает жизнь самоубийством.
Рассказ "Продкомиссар" развивает линию, заявленную в "Родинке". Здесь тоже имеет место параллельное повествование, но образы "Продкомиссара" еще более контрастны. Первая история – это история молодого продкомиссара, который расстреливает собственного отца у помойной ямы за "несовпадение" идеологий и нежелание "раскулачиваться". Другая история – история солдата, спасшего ребенка. Автор не может смириться с действительностью, в которой родные становятся хуже чужих, а чужие, напротив – роднее и ближе родственников.
Идея родства чужих людей раскрыта и в рассказе "Чужая кровь". В центре – дед Гаврила, потерявший в войну сына и спасший белокурого юношу от "красной" расправы. Вся любовь пожилой пары была излита на незнакомого парня: "Оставайся с нами. Хоть и чужая в тебе кровь, а душой болеешь за тебя, как родного. Крепко, незримой путой привязал ты нас к себе".
Еще более трагическим становится рассказ "Червоточина", где один из главных мотивов – мотив родительского проклятия. "Собака ты! Каин", – говорит отец младшему сыну – комсомольцу Степке. Идеология Степана не дает ему права покрывать ложь, даже если она высказана отцом в надежде, сохранить свое имущество от раскулачивания. Напряженным моментом в рассказе является эпизод убийства отцом младшего сына из-за якобы кражи быков. Рассказ, в духе Шолохова, обрывается на неожиданном повороте: быки, будто бы украденные Степаном, возвращаются домой.
Среди самых знаменитых «Донских рассказов» - рассказ «Нахаленок».
Рассказ вышел во многом автобиографическим, потому что многое из описанного будущий писатель испытал на себе. Юный Шолохов передает в рассказе свои детские переживания, когда его самого называли «нахаленком» и обижали. Сюжет рассказа знаком многим с детства: отец на войне, его ждет семья: дед, жена и сынишка, который мечтает попасть в Красную Армию. Все в его жизни, казалось бы, хорошо. Вот только соседские ребята не дают покоя герою. Прозвали они Мишку - Нахалёнком. Маленький мальчик, отстаивает свое достоинство малоимущего перед богатыми сверстниками. Оттого и Нахалёнок.
Отец для Мишки - идеал, и он хочет быть похожим на него. Для него отцовские истории про войну – самое долгожданное событие. И за одну ночь он узнает гораздо больше, чем за все свои семь лет. Герою предстоит пережить и потрясение в момент, когда он видит убитого отца: «Мишка, качаясь, подошел к повозке, заглянул в лицо… Мелко подрагивая от ужаса, перевел взгляд и, увидев на груди, на матросской рубахе, синие и белые полосы, залитые кровью:
– Батянюшка, встань! – Упал и на четвереньках прополз до крыльца , ткнулся головой в песок».
Мишка взрослеет на протяжении этого небольшого рассказа и бесстрашно делает дело, которое относится к взрослым политическим играм.
Он, семилетний ребенок, по просьбе деда, скачет в ночи на лошади, чтобы предупредить красноармейцев, что в станице орудует банда и просить о помощи.
Шолохов создал образ мальчугана, интересующего всем, что происходит вокруг, безгранично любящего свою семью и, конечно же, мечтающего помочь своей стране, своему родному донскому краю. В рассказе четко виден классово-социальный конфликт тех лет.
Но образ Нахалёнка, как и другие детские образы шолоховских героев, заставляет читателя проникнуться к нему огромной любовью. Он как лучик солнечного света. Вокруг этого лучика происходят беды и неприятности, а он все равно нам светит.
Много лет спустя М.А. Шолохов, беседуя с известным литературоведом К.И. Приймой, говорил: «В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало меня. В каждом рассказе мне хотелось сказать что-то свое и по-новому. Поэтому над рассказами я работал с адским напряжением».
«Донские рассказы» не потеряли своей актуальности и сегодня. Персонажи "Донских рассказов" не перекладывают ответственность на другого. Произведения пронизаны образом сильного, волевого, мужественного человека, расчищающего дорогу к будущему. Через эти рассказы писатель заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось. Люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений, переступать даже через самое святое, что у них есть. "Донские рассказы" дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Контактные данныеЧитальный зал: +7 (48330) 2 15 03 Абонемент: +7 (48330) 2 55 57 Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru |
Адресг. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 |