![]() |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Суражская городская детская библиотека" |
г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 +7 (48330) 2 15 03
|
Добрый день, дорогие друзья!
2021 год ознаменован выдающейся датой – 200-летием со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Выдающийся вклад великого поэта и гражданина в отечественную культуру отмечен в Указе Президента России В.В.Путина от 28.06.2016 г. “О праздновании 200-летия со дня рождения Н.А.Некрасова”.
Н. Некрасов является целой эпохой в истории отечественной литературы. Любовь к своему народу, к родной земле и природе сливались у Николая Некрасова в одно чувство. Бескрайне милыми казались ему и скудное поле, и кудрявые березы, и студеные зимы, и жаркое лето. Поэт всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и детям. Не зря на Руси еще со времен жизни поэта считается, что поэтическое слово Н. Некрасова – это глас народа, ведь он всем своим творчеством провел органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами. Произведения Н. А. Некрасова цепляют за самые чувствительные струны души читателей: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат состраданию и переживанию другим людям. Ведь и сам Н. Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».
Творчество поэта поражает своим многообразием. В нем и глубокая печаль, которую не может не испытывать нормальный человек при виде вселенского горя, и философские раздумья о смысле жизни и назначении человека, и самые сокровенные любовные чувства и переживания.
Что враги? Пусть клевещут язвительней,
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине. Николай был третьим ребенком в семье. Раньше него родились брат Андрей (в 1820 году) и сестра Елизавета (в начале 1821 года). Чуть позже – в 1823 году на свет появилась сестра Анна, а год спустя – брат Константин. Самый младший брат – Федор – родился в 1827 году.
В октябре 1824 года семья Некрасовых переехала в родовое имение отца Грешнево. О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли отражение многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно (поэт обладал великолепной памятью и помнил себя с трех лет).
Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов (1782-1862), принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. Сначала он служил в армии, а выйдя в отставку в чине майора, поселился с семьей в родовом имении. Натура необузданная, ни в чем не знающая удержу, отец поэта был страстным охотником и азартным игроком. В доме часто устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Одну из подобных сцен Некрасов запечатлел в поэме «Несчастные»:
Обычный пир кипит мятежно,
И бледный мальчик, у стены
Прижавшись, слушает прилежно
И смотрит жадно (узнаю
Привычку детскую мою)…
В своих стихах Некрасов много раз писал о своем отце, называя его «деспотом», «палачом», «невеждой»:
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил!
Вполне возможно, что Некрасову была бы уготована судьба многих дворянских детей, выросших в условиях крепостничества и ставших людьми черствыми, эгоистичными, душевно опустошенными, если бы рядом с ним не было его матери – Елены Андреевны (урожденной Закревской, 1796-1841), женщины доброй души и чуткого сердца. Поэт не раз говорил, что именно она спасла его душу от растления, что мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Ей приходилось предпринимать поистине героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей поверял свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал он и «печальный взор», и «тихий шаг» матери. «Ангел, ангел она у меня была, - все, что есть у меня хорошего, - от нее!»
До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».
Село Грешнево, где прошло детство поэта, стояло на почтовом тракте, соединявшем Ярославль и Кострому. Барский дом находился у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом. Но и Сибиркой, и Владимиркой. Множество народу проходило и проезжало по ней:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав волгожанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
(«Крестьянские дети»)
На все это жадно смотрел маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, направлявшиеся в далекую и холодную Сибирь.
Но однажды, гуляя по берегу Волги, он был потрясен открывшейся ему картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу):
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
(«На Волге»)
Многочисленные свидетельства неимоверных страданий народа заставили Некрасова по-иному взглянуть вокруг, внушили ему мысль о социальной несправедливости, об ужасах подневольного рабского труда:
…Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Однако были у будущего поэта и свои детские радости. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Но, стоило ему куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.
Сестра Некрасова Анна Алексеевна Буткевич вспоминала: «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы…толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой… Когда брат был уже в гимназии и приезжал в деревню на каникулы – он пропадал по целым дням, бродил с ними по лесам или отправлялся на реку удить рыбу…»
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли – навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луковая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной,
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра…
(«Крестьянские дети»)
.
Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям своего детства.
Чу! Шепот какой-то…а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
О народных бедствиях поэт всегда говорил с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смеет роптать на свою участь. Жизненной «мудрости», основанной на том, что ради удовлетворения личных стремлений надо «ниже тоненькой былиночки» склонить голову, Некрасов противопоставляет свое представление о жизни:
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
(«Песня Еремушке»)
Это, по существу, призыв-обращение поэта к современной ему молодежи, с которой поэт связывал свои надежды на будущее. Именно поэтому Некрасов так часто писал о детях: ведь именно им, считал поэт, в недалеком времени надлежит вступить в открытую борьбу за народное счастье.
В целом ряде своих произведений Некрасов рисует обаятельные образы деревенских ребятишек, стремится показать их непосредственную и живую реакцию на все происходящее вокруг, их гармоничное восприятие природы и жизни. Он не закрывает глаза на трудную жизнь детей в деревне, на то, что иной раз слишком рано приходится приобщаться к нелегкому крестьянскому труду. Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяках, Глашках и других ребятишках. Глядя на них, он вспоминает и о своем детстве, о том, с каким вниманием слушали его маленькие друзья рассказы взрослых, наблюдали за работой мастеровых:
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать…
(«Крестьянские дети»)
Но, восхищаясь доброжелательностью, непосредственностью и любознательностью крестьянских детей, поэт напоминает и о том, что многим из них «рано знакомы труды» и «ничто не мешает» им безвременно погибнуть. Глубоко прочувствованно рисует Некрасов образ «мужичка с ноготок» Власа, его немного комичную, но полную внутреннего достоинства наружность, его сознание важности выполняемой им работы. Этот маленький крестьянин умеет постоять за себя и дать отпор любому, кто осмелился обидеть его.
Однако не только чувство умиления и восхищения вызывает у поэта вид маленького труженика, но и понимание того, как трудно живется русскому крестьянину, вынужденному приобщать к тяжелому труду шестилетнего ребенка.
Не меньше горя и страданий выпало на долю городских детей, вынужденных с малолетства работать в мастерских ремесленников, на фабриках и заводах. Им Некрасов посвятил свое стихотворение «Плач детей» (1860), которое, по его словам, «принадлежит в подлиннике одной английской писательнице». Речь шла об одноименном стихотворении английской поэтессы Э.Б. Браунинг.
«Плач детей» - единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлена картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Маленькие работники, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колеса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение.
Некрасов писал не только о детях, но и для детей. В конце шестидесятых годов он создал два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям» (1867-1873). Обращение к миру детства освежало и ободряло, очищало душу от горьких впечатлений действительности. Главным достоинством некрасовских стихов для детей является неподдельный демократизм: в них торжествует и крестьянский юмор, и сострадательная любовь к малому и слабому, обращенная не только к человеку, но и к природе.
Добрым спутником нашего детства стал насмешливый, лукаво-добродушный дедушка Мазай, неуклюжий генерал Топтыгин и лебезящий вокруг него смотритель, сердобольный дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девчушке.
В самом начале 1861 года Некрасов начал хлопотать об открытии у себя на родине, в селе Абакумцеве, школы для крестьянских детей. В специальном прошении на имя директора Ярославского Демидовского лицея Николай Алексеевич писал, что такая школа предназначена «для обучения крестьянских детей грамоте, необходимой каждому крестьянину для домашнего обихода, так и для лучшего разумения добрых христианских понятий и обязанностей». Работой школы Некрасов интересовался до конца своей жизни, выделял деньги на ее содержание, посылал книги и учебные принадлежности.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай, работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(«Школьник»)
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Билльрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий со всей России. Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болезни он создает «Последние песни». Это страстная исповедь поэта, стремившегося с предельной искренностью рассказать о себе, о своем прошлом, о своих переживаниях и муках. Мотивы разочарования и отчаяния сменяются жизнеутверждающими нотами, мысль его устремлена в будущее, к друзьям-единомышленникам:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
(«Сеятелям»)
По-прежнему сохраняется у Некрасова житийная святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.
Достоевский сказал о Некрасове, что это «было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
Боль иссеченной музы твоей –
У парадных подъездов, у рельсов
И в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
Чтоб идти, волоча всю Россию,
Как бурлаки идут бечевой.
Контактные данныеЧитальный зал: +7 (48330) 2 15 03 Абонемент: +7 (48330) 2 55 57 Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru |
Адресг. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11 |