Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Суражская городская детская библиотека"

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 
e-mail: mbuksgdb@yandex.ru
+7 (48330) 2 15 03

Жалобы и недовольства

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Брянской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=19804&type=25 

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_covid_19/ 

Меню

Выставка – рассказ «Это что за хоровод в селе Дымково живет»

16 июня 2022

2022 год  по указу Президента Владимира Путина   объявлен  Годом культурного наследия народов России.

Наше наследие — это то, что мы унаследовали из прошлого, чтобы ценить и наслаждаться в настоящем, а также сохранить и передать будущим поколениям.

К культурному наследию мы относим материальные блага — наши исторические места, здания, памятники, экспонаты в музеях, артефакты раскопок и архивы

Нематериальное богатство — наши обычаи, спорт, музыка, танцы, фольклор, ремесла,  навыки и традиции.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел.

 В разное время в разных уголках России возникали свои особенные народные промыслы, секреты которых мастера передавали своим детям, а те своим внукам. Так возникла Хохлома,  Жостовские подносы, Гжель, так возникла и Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)

Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и,  между прочим  отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».

С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в  глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.

Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".

Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

 

В Дымкове,  над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

 

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании  поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. Это характерно только для Дымково - "обеливание". Игрушки погружали в раствор мелкого молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую, и была готова для росписи. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Начинали расписывать игрушки с самой светлой краски, а заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Узоры на игрушках выполняли традиционные, которые относятся к древним истокам. Мастерицы знали много различных вариантов выполнения этих узоров. Они умели заставить звучать краски на белом фоне. И в завершении всего украшали игрушки сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

 

В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета – яркие. А известно ли Вам, что означают элементы росписи на дымковской игрушке?  Каждый элемент  Дымковской росписи что-нибудь означает:  круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога. 

Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

И невозможно не согласиться с теми, кто глядя на любую работу мастеров, восклицает:

«Глазам - радость, души - отрада!»

Проходят годы, но дымка была и остаётся любимой игрушкой, радующей и детей и взрослых.

Контактные данные

Читальный зал: +7 (48330) 2 15 03

Абонемент: +7 (48330) 2 55 57

Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru

Адрес

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 Группа ВКонтакте

 Группа в Одноклассниках

Ютуб канал

http://rusmarc.ru/