Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Суражская городская детская библиотека"

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 
e-mail: mbuksgdb@yandex.ru
+7 (48330) 2 15 03

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Брянской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=19804&type=25 

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_covid_19/ 

Меню

Час искусства"Тайна картин В. Васнецова "

15 мая 2023

Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах,

 статуях и вообще,  каком бы то ни было произведении искусства –

 образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем

 сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний,

 с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

 В.М. Васнецов.

 В 2023 году 15 мая исполняется 175 лет со дня рождения  выдающегося русского художника, живописца, графика и театрального декоратора Виктора Михайловича Васнецова.

 Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.

Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.

Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.

Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.

После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.

Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество. Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.

К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.

В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.

Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового «русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.

Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.

В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.

Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.

Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом,  Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.

Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.

Виктор Васнецов завершил свой земной путь 23 июля 1926 года, в возрасте 78 лет. Причиной смерти стал инфаркт, настигший великого мастера на рабочем месте, в его столичной мастерской.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 1912-м Виктор Васнецов и все его «нисходящее потомство» получили «дворянское достоинство Российской империи».

Компания «Аэрофлот» назвала один из своих самолетов, а именно «Airbus A320» именем великого художника.

К 150-летнему юбилею Васнецова Банк России выпустил в 1998-м году две серебряные монеты достоинством 2 рубля.

Полотна живописца, как и его портрет, украшали почтовые марки СССР, а потом и России. В 1998-м свет увидели купон и две марки, на которых изображены картины Васнецова – «Автопортрет», написанный им в 1873 году, «Битва славян с кочевниками» 1881 года и «Иван-Царевич на Сером Волке», датированная 1889 годом.

Коллега Васнецова – художник Михаил Нестеров, как-то спросил его, почему он пытается спрятаться от реальной жизни за сказочными, выдуманными сюжетами. На что Васнецов ответил, что после работы над росписью Владимирского собора он не может опуститься до уровня написания каких-то купчих и прочих людей, что после Бога этим не занимаются. Единственное, что можно поставить на одном уровне, это сказка.

Контактные данные

Читальный зал: +7 (48330) 2 15 03

Абонемент: +7 (48330) 2 55 57

Адрес электронной почты: mbuksgdb@yandex.ru

Адрес

г. Сураж, ул.Ленина, д.61, пом.11

 Группа ВКонтакте

 Группа в Одноклассниках

Ютуб канал

http://rusmarc.ru/